Особенно красиво выглядят дела, в которых исследуется возбуждение ненависти к чиновникам или иным социальным группам, представляющим власть. За такое можно привлекать через одного всех тех, кто находится в публичном пространстве. При этом Жириновского, который кричит в прямом эфире "Еврей? Вон в Израиль!", разумеется, привлекать нельзя, ибо это, видимо, возбуждение не ненависти, а интереса к этнической принадлежности. И за то что Жирик бьет под камеру по лицу гастарбайтера - тоже нельзя, поскольку удар - явное выражения желания быть ближе в трудную минуту к несчастному иностранцу.
Внося предложение о частичной декриминализации 282-й статьи УК, Путин, несомненно, прав. Нельзя развешивать уголовные наказания за мнение, пусть даже не всегда удачно выраженное. Гражданин не обязан быть филологом, излагая свои мысли. Тут важно наличие или отсутствие умысла, а эмоции от безнадеги и безысходности - совсем другое. И с лайками-репостами пора уже определиться - далеко не всегда они означают экстремистские устремления.
Так что инициативу президента нужно поддержать, но есть несколько вопросов.
Во-первых, почему эта инициатива исходит именно сейчас? Не потому ли что градус недовольства, вызванного продолжающимся ухудшением жизни, начинает понемногу становиться опасным и нужно как-то показать готовность к послаблениям. Тем более, что послабление не стоит ни копейки. То есть, берем у народа деньгами, а взамен отдаем то, что бесплатно.
Во-вторых, а почему наряду с декриминализацией 282-й не декриминализуется демоническая статья 148, которая вообще-то называется "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий", но на деле наказывает "за оскорбление чувств верующих" и предусматривает не только штраф и обязательные работы, но и лишение свободы сроком до двух лет? Статья может трактоваться как угодно широко и фактически нарушает конституционное право граждан на атеизм. Поскольку отрицание божественного запросто может расцениваться как оскорбление чувств верующих. А на деле не дает возможностей для критики иных священнослужителей за совершаемые ими совсем не священные поступки. Получается, что "возбуждение вражды" представляется президенту менее опасным для общества, чем "оскорбление чувств"? Это более чем странно.
Но так или иначе - полезно. Теперь важно, чтобы не получился обратный эффект, когда не станут привлекать за явно деструктивные действия. У нас страна крайностей - нечеткость буквы всегда компенсируется излишней твердостью духа...
Фото РИА "Новости"
Journal information