Спектакль сделан настолько мощно, что все время пытаешься услышать в репликах персонажей эпохальное. Такое, что и выделяет первоклассную драматургию среди посредственной. И увидеть то самое идейное противостояние, о котором нам твердили в школе - добренькой обезоруживающей лжи от странника Луки и бунта от бывшего телеграфиста Сатина. Но никакого противостояния, никакой борьбы идей нет, а есть что-то между толстовским непротивлением злу насилием и поиском человеческой воли от Достоевского. Но беда в том, что и у Толстого, и у Достоевского - это искренне, а у Горького - странный конструкт из чужих идей и собственных сомнений.
И даже знаменитое "человек - это звучит гордо" - не выглядит в спектакле убедительным и определяющим. Это тоже, разумеется, не к театру, это к автору.
Горький, который считался литератором, идейно близким большевикам, на самом деле предстает в произведении человеком, запутавшимся между хлипкой интеллигентностью и абсолютным непониманием тех характеров, которые он пытается изучать. Поэтому все герои по-своему, конечно, интересны, но не от мира сего, а русский бунт, который вроде бы подразумевается в Пепле и Сатине, какой-то хилый и совсем не русский. Нет силы духа и обязательной для русского бунта пассионарности. Ничего большевистского. С таким же успехом большевистским писателем можно было бы считать Короленко или того же Достоевского с его "Записками из Мертвого дома", где ужасы существования низших слоев показаны с гораздо более беспощадной решимостью.
Из ночлежки, да жутковатой и безысходной, совсем не вытекает революция. Революцию делали не те, которые хором поют "солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно", а совсем другие, в которых был стержень, а не полное духовное опустошение и отсутствие стержня.
В пьесе совсем нет любви. Во всяком случае светлой, очищающей, сметающей преграды любви, которая есть в русской литературе у всех больших авторов. Женские образы абсолютно убоги, не одухотворены, не эмоциональны.
В общем, депрессивная вещь, хотя и талантливо реализованная на сцене одним из лучших провинциальных театров России. Спасибо и на этом. К Горькому больше - ни ногой, ни рукой. А ведь зарекался уже...
Фото с сайта театра
Journal information