Атеизм не может уважать чувства верующих, потому что атеизм подразумевает активную пропаганду неверия. В этом смысле, он всегда будет задевать чувства верующих. Во всяком случае, фанатично верующих и не признающих никакой критики в адрес церкви, мечети или синагоги. Атеисты могут и должны уважать право верующих на веру, точно также , как церковь, мечеть и синагога должны уважать право атеиста на отрицание веры. Уважать, но не более.
Это два берега человеческой реки и вместе им никогда не сойтись. Любви не будет, но возможна толерантность, терпимость к тому, что одни молятся, а другие считают религию опиумом для народа. Балансировать между религиями и атеистами, двумя огромными общественными отрядами, должно государство. Требовать от такого балансирования полной объективности, разумеется, невозможно, но относительную общество требовать вправе.
Закон о защите чувств верующих - мало того, что бесполезный, если мы говорим о толерантности, он еще и бесформенный, потому что не может дать четких ответов на главный вопрос, озвученный Познером - "что такое чувства верующих" и оставляет все на трактовку далеко не всегда грамотного судьи и глубоко религиозных людей, для части которых любое несовпадение с принципами религии - оскорбление, а любой несовпадающий - враг. Но государство дало возможность принять странный и неумный закон и нарушило баланс, который обязано соблюдать во имя мира и общественного согласия. И теперь верующие в любой момент могут заявить о том, что они оскорблены. Фильмом, картиной, концертом, публикацией в газете или на телевидении. И в отношении авторов фильма или публикации немедленно начнет действовать презумпция виновности. Отбиться от которой в условиях несоблюдения государством баланса, почти невозможно.
Познер, разумеется, в очередной раз покрасовался на толпе, но идея его вопроса абсолютно верна. Атеизм точно та кже нужен обществу, как и религия. Он должен быть точно так же защищен законом, как и право на веру. Все остальные варианты не приведут к добру и не приведут к храму. Запугивание атеистов, которое допускает государство, заставит атеистов молчать, но не заставит отказаться от убеждений.
Нельзя, чтобы Россия стала похожа на Северную Корею с ее идеологией чучхе. Закон о защите чувств верующих подлежит отмене, а само "оскорбление" декриминализованно.
Впрочем, подождем ответа президента, возможно, он предложит что-то другое...
Journal information