Каждый год наша школа, по замыслу неизвестных мне организаторов, изображала одну из советских республик. Почему школьники должны изображать на 1 мая какую-то из счастливых советских республик - это тоже не было понятно. Однажды за пару дней до праздника мы обламывали в небольшом приморском парке уйму веток и прикручивали к ним бумажные листики. Все потому, что Узбекистан должен был выглядеть цветущим. Колонна шла по площади и кто-то с правительственной трибуны кричал "Слава советскому Узбекистану!" и все кричали "Слава!", а мы махали ветками с бумажными листьями.

С тех пор ощущение легкого идиотизма от этого весеннего праздника меня не покидает.
Вроде бы наша страна перестала быть гегемонией рабочего класса и трудового крестьянства. Но ничего не изменилось. На площади все тот же суровый Ленин и колонны, которые кому-то что-то пытаются продемонстрировать. Вот "Единая Россия" с огромной колонной - она кому и что на площади демонстрирует? Если Жириновскому, то он и так все и про праздник, и про "Единую Россию" хорошо знает. Если своему лидеру Медведеву, то тот и без всяких демонстраций уверен, что народ его любит и поддерживает. Получается, что "Единая Россия" демонстрирует что-то самой себе и в этом и есть смысл российской демократии - доказать что-то тем, кому доказательства не нужны.
Первомай, кстати, в России проходит гораздо скучнее, чем в СССР. В моем детстве в заводских колоннах начинали поддавать еще во время сбора и построения и к моменту подхода к пощади многие были в абсолютно готовом состоянии. И пели "Интернационал" совершенно искренне, даже пытаясь под партийный гимн танцевать. А сейчас скукота, рабочего класса в колоннах нет, одни бюджетники, которых приглашают принять участие в демонстрации так настойчиво, что они не могут отказаться.
Большинство наших праздников - демонстрация того, чего либо нет, либо микроскопически мало. В День народного единства мы настойчиво демонстрируем это самое единство, хотя совершенно неясно, как могут быть едины миллионер и школьная учительница. В День независимости усердно показываем независимость, далеко не всегда отдавая себе отчет о том, от кого, собственно говоря, мы независимы, если во всех правительственных сводках - доллары и евро. И даже в День 8 марта мы активно демонстрируем любовь, хотя любовь, если мы говорим именно о ней, вряд ли нуждается в каких-то демонстрациях. И почти все наши праздники обязательно - со слезами на глазах, с сединою на висках, на них положено чествовать павших и молчать минутой молчания.
А если и есть какие-то праздники, чтобы просто чуть выпить, вкусно закусить и подурачиться, вроде дня святого Валентина или Хэллоуина - они всячески искореняются. Потому что у россиянина-патриота не может быть безыдейного праздника, а должен быть только праздник-трагедия, праздник-боль. И кто побольше поплакал, тот лучше и отпраздновал...
Journal information