Родина в ее космической ипостаси предстает Советским Союзом, в котором я родился и вырос, а не какой-то жуткой страной, на каждом своем квадратном метре напоминающей концентрационный лагерь. Где есть братство и честность в отношениях, где характеры противостоят друг другу, как это всегда и бывает в любом коллективе.
Я пришел из кино с каким-то редким приятным послевкусием и захотелось прочитать об этом фантастическом по мужеству полете поподробнее. Мне было тогда только пять лет, а Леонов нам, пионерам, казался былинным богатырем. Замерзания в пермской тайге, оказывается, не было. И радиолюбителя с Сахалина тоже не было. Космонавтов нашли на самом деле очень быстро. Но не в этом суть. Суть в жажде первенства, которая тогда у страны была и обязательно должна появиться, если мы хотим быть державой, а не сырьевым придатком развитого мира, меняющим недра на смартфоны и голландские розы.
А потом я посмотрел бокс-офис фильма. Бокс-офис - это касса, которую он собрал. И касса поразила меня еще раз. За выходные дни "Время первых" получила немного больше 2 миллионов долларов, около 160 миллионов рублей. А вот "Остров черепа" про Кинг-Конга и звероящеров, мыльненький голливудский фильмец, заработал в России почти одиннадцать. Этих самых миллионов американских долларов. У российского фильма, правда, есть еще недели полторы-две проката, но, судя по всему, столько ему не собрать.
И в этом смысле, мне не очень понятно следующее. Почему "Остров черепа" выпускается в дни школьных каникул, а "Время первых" после них? Но это организационная проблема, наши прокатчики на самом деле не так, чтобы наши, а в основном, американские, продвижение российского кино не входит в их планы.
Важнее другое. Почему не ходит на отличное без всяких натяжек российское кино наш зритель? Что такое с ним приключилось, что его перестала интересовать родная история, космонавтика и потрясающе снятые космические приключения. На Хабенского с Мироновым почему не ходят-то?
Когда мы адресуем эти вопросы министерству культуры, то поступаем правильно. Но прежде всего, надо бы разобраться в самих себе. Некоторое время назад время меня удивила похожая реакция зрителей на яркий и драматический "Батальон". Потом в прокате в общем-то провалилась красивая и романтическая лента "Дуэлянт". Потом не стали смотреть "Ледокол", тоже вполне себе неплохое зрелищное кино...
Каким-то образом, Голливуду удалось сформировать в нас запрос на свои стандарты и убедить, что красиво - только у него. В свое время он так задавил интеллектуальное европейское кино, теперь эффективно давит нас. Хотя мы так любим поговорить о своей особости...
Как всегда, одна надежда на Путина. Президенту понравилось, теперь, возможно, дело пойдет...
Journal information