Валерий Амиров (komandorva) wrote,
Валерий Амиров
komandorva

"Трудовое воспитание" через мытье полов...

Министр образования и науки Ольга Васильева выступила с инициативой возвращения в школы трудового воспитания. Такой законопроект сейчас разрабатывается в Думе и предполагает обязательное привлечение школьников к труду. Возвращаются детские школьные бригады, школьников обяжут с соответствующей оценкой в аттестате работать на приусадебных участках, убирать школьные помещения и так далее.
В нашем детстве все это было и летом надо было обязательно отработать несколько дней в школе - что-то покрасить, что-то отмыть, что-то убрать. Это абсолютно правильно, но есть один важный вопрос.

Дело в том, что нынешняя школа, в отличие от тех, в которых учились мы, не воспитывает, а оказывает образовательные услуги. Это советская школа отвечала за ученика в полном объеме и была обязана и формировать у него патриотизм, и внушать ему преданность строю, и бороться с детской преступностью. А теперь у нее совершенно не та функция. Как, кстати, и у вуза, который тоже давно уже не отвечает, например, за моральный облик своих студентов. У него тоже совершенно иная функция - предоставлять образовательные услуги. Причем ровно со дня зачисления по день окончания обучения или отчисления.
Так вот, если мыть полы или убирать картошку, пропалывать или закручивать какие-то гайки, то это уже смена самой модели взаимоотношений образовательной системы с обществом - ни больше и не меньше. И просто тут не будет.
Понятно, что многие нормально мыслящие родители положительно отнесутся к тому, что их чадо немного в рамках школьной программе и поработает. Даже обрадуются - вместо игр с компьютером хоть немного приложится к труду и поймет, что булки растут не на деревьях. Но будет и масса протестов - особенно в больших городах, где ощутимая часть родителей станет категорически возражать против того, чтобы их сын красил стены в туалетах, а их дочь мыла полы в классе. И без смены модели сделать ничего не получится.
В девятом классе у нас в школе был месяц рабочей практики. Весь наш класс проходил ее на заводе "Дагэлектроавтомат". Кто где. Я, например, участвовал в сборке трансформаторов. Ровно месяц. И кстати, получил за это честных двенадцать рублей. С утра мы все ходили на завод и работали по четыре часа как несовершеннолетние. Отличное было время - я гордился и мои одноклассники тоже. Под конец нам даже выдали какие-то бумажки о присвоении какого-то рабочего разряда.
Наверное, мы доставляли заводу немалую головную боль, за нами надо было присматривать. Но никто даже не пытался обидеть - подготовка рабочей смены считалась само собой разумеющимся делом.
Все это было возможным потому, что образование было системным, увязанным с нуждами экономики, а не оказывало "услуги". И надо сказать, действительно воспитывало - со мной в классе учились дети региональных министров, главврачей и прочей, как говорят сейчас, "элитной" публики. И никто из них против того, чтобы сыновья и дочери работают на предприятии, не возражал ни единым словом. Как без этого-то?
Замечательно, конечно - про "трудовое воспитание". Только не получится. Век не тот. И общество тоже, увы, не то...
Tags: общество, школа
Subscribe
promo komandorva march 5, 2015 01:34 Leave a comment
Buy for 40 tokens
В блоге можно разместить рекламу на любую тему. Все, кроме материалов, нарушающих законодательство РФ.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments