Если счастье определяется количеством денег и прочего имущества, то, вроде бы, все правильно. Мы - страна среднего уровня развития, где-то посередине. Хотя, например, Япония, намного более сытая, нежели Россия - двумя пунктами ниже, а бедная Гватемала - гораздо выше. На одиннадцатой позиции - Израиль, который по уровню жизни, конечно, не одиннадцатый. Но значит, такое оно, еврейское счастье.
То есть, получается, что счастье - это не только и даже не столько хлеб, сколько мироощущение.. Именно поэтому жизнерадостные латиноамериканцы гораздо выше в рейтинге, чем застегнутые на все пуговицы европейцы.
Интересно, как этот рейтинг счастья высчитывают. Неужели ходят по домам и спрашивают: люди, вы счастливы? И по этим ответам составляют список. Если так, то я в больших обидах, поскольку меня никто и никогда не спрашивал, счастлив ли я. А если бы даже и спросил, то вряд ли получил какой-то более или менее конкретный ответ. Поскольку иногда я очень счастлив, иногда несчастлив, а чаще нахожусь в этом смысле в промежуточном состоянии - так, семь-восемь. И думаю, что примерно такая же ситуация с большинством моих соотечественников. Во всяком случае с теми, кто не идиоты.
Наше счастье - это когда тебя понимают, когда тебя чувствуют и когда чувствуешь окружающих ты. Некоторое время назад читал впечатление от Москвы впервые побывавшего в ней американского журналиста. Все, говорит, неплохо, но никто не улыбается. Особенно в метро. Это потому что у нас улыбка - выражение себя. Есть повод, пусть даже и атмосферный, человек улыбается, пусть даже собственным мыслям. Нет повода - не улыбается. У нас не принято приветствовать улыбающуюся пустоту. А в Америке принято. Там улыбаются. И, не исключено, счастливы. Если так, то мы с американцами счастливы по-разному.
Узбекистан, потихоньку мигрирующий в Россию, оказался счастливее нее самой. А евросоюзная Литва наоборот - оказывается, не счастлива. Или, во всяком случае, счастлива меньше нас.
Все относительно, важно только иметь в виду относительно чего. 81 процент совершеннолетних россиян завили, что они счастливы. Это гораздо больше, чем тех, кто в браке. 15 процентов - что несчастливы. Это гораздо меньше, чем тех, кто в браке. Вот и пойми после этого такую ускользающую категорию как счастливый брак.
Одно хорошо, в прошлом году мы были менее счастливы, чем в нынешнем. Уже радует. Опрос, оказывается, проводится в ноябре. Плохой для России месяц. Холодно, темно и до Нового года еще далеко. Опросили бы 8 марта - мы безоговорочно вышли бы на первое место...
Journal information