Я хорошо помню это кино в махачкалинском "Комсомольце". Не помню, кто привел - отец или мать, но то, как Быков с Мкртчяном шли, как настоящие герои, в обход, запало в память.
Нынешние герои другие и в обход не идут, в них нет какого-то здорового идиотизма, который так нравится, когда ты дошкольник или школьник младшего возраста. А еще неожиданно обнаруживаешь, что стихи Чуковского, по тем временам казавшиеся шедевральными, не так чтобы и интеллектуальны, да и не гуманны ничуть. Или, возможно, за три поколения, прошедшие с момента появления фильма, изменилось само понимание и гуманизма, и интеллектуальности.
Наверное, сейчас я бы маленьким зрителям "Айболита-66" не порекомендовал. Да они бы его и не восприняли. И дяди какие-то мутные, и чего хотят толком неясно. И проблема вовсе не в том, что обезьянка ЧиЧи и собака Авва на самом деле, как оказывается, люди, а в том, что добро какое-то неоднозначно доброе, а зло - неоднозначно злое...
В свое время фильм с одной стороны получил характеристику новаторского, поскольку снят по специальной кинотехнологии, в которой размер кадра постоянно меняется и герои то в картинке, то из картинки вылезают. А еще считается, что "Айболит-66" отразил веяния хрущевской оттепели и даже противостояние героя и антигероя Айболит-Бармалей - это некая проекция на противостояние лидеров постсталинской эпохи.
Но вообще, кино было просто разгромлено специалистами за непонятность для детей и крайне сложный киноязык. Не получилось, таким образом, ни собственно, детского, ни семейного фильма.
Премий за него Быкову не дали, хотя сам автор этим своим произведением очень гордился, в повторный экран детская лента практически тоже не попала. В том числе, кстати, потому, что в те времена советский кинематограф производил для детей и юношества столько фильмов, что хватало и без повторных показов.
Интересно, что Ролан Быков написал сценарий второй серии "Айболита", но идею, ввиду неуспеха первого, прикрыли на корню.
Вот так полистаешь телеканалы, посмотришь что-то из детства и задумаешься то ли о времени, то ли о себе в том времени. То ли о детстве, то ли о чем-то очень и очень взрослом...
Journal information