Нет, конечно, в области балета мы и сегодня, видимо, впереди планеты всей и мир, по-прежнему восторгается шедеврами Эрмитажа, но духовный экспорт остановился. Мы стали такими же, как все.
А значит, не интересными...
В материале "Взгляда":
России впервые нечего экспортировать
Анатолий Салуцкий, первый заместитель Председателя правления «Российского фонда мира»
Нет, речь не об экспорте нефти, газа и СПГ, не о боевых истребителях и системах ПРО, даже не о стиральных машинах, которых в прошлом году Россия, оказывается, отправила за рубеж миллион штук. Разговор об экспорте духовных ценностей.
В XIX веке Россия в больших количествах вывозила такие непрезентабельные товары, как пенька и лен, но в то же время активно экспортировала в Европу великую русскую литературу – в столь гигантских масштабах, что ее «запасы» не исчерпаны в зарубежном мире по сей день.
Аналогичная картина сложилась в первой четверти XX века, когда Россия в громадном «объеме» экспортировала на Запад художественный авангард. Все тогдашние новшества искусства – от футуризма до декадентства и прочих литературно-изобразительных изысков – родом из России, которая в те времена была мощным генератором духовных ценностей, независимо от числа их поборников или противников.
Многие последующие достижения западного искусства, будь то Сальвадор Дали или даже Пикассо, в той или иной мере взросли на дрожжах русского художественного авангарда, раскрепостившего мировую живопись. А уж о всемирном экспорте системы Станиславского и говорить нечего.
Не отступили от этой традиции и сталинские годы, хотя на сей раз экспортные духовные ценности резко политизировались, приняв форму привлекательных для человечества, хотя извращенных при практическом применении, идей социального равенства. На основе советских «наработок» и их пропагандистской раскрутки приобрели большое влияние западные компартии. Этот период длился до развенчания культа личности Сталина.
Последующая четверть века прошла в хрущевско-брежневской борьбе за всемирное торжество социализма. И как бы ни относиться к той международной деятельности, дотируемой за счет советского народа, как бы ни иронизировать над ней и как бы ни осуждать, – тем не менее, глядя из сегодняшнего дня, надо признать, что она тоже носила идеологический, а значит, духовный характер. Пусть в извращенном виде, СССР как наследник царской России продолжал генерировать идеи, которые гулким эхом отзывались во всем мире.
А что сейчас?
Далее: http://www.vz.ru/opinions/2017/2/9/857260.html
Journal information