Новые нюансы, вроде совершенно адекватного "а казах что, не русский что ли?" такому восприятию не то чтобы не мешают, а напротив, скорее помогают. Во-первых, дивизия Панфилова была сформирована в Казахстане и Киргизии, во-вторых, войну выиграли все народы страны, в третьих, подлая национальная разобщенность, наступившая после развала СССР, мешает объяснить детям, как так получилось, что русский солдат вместе с казахом дерётся с фашистами.
Когда смотришь этот небогатый по бюджету, но вполне добротный по картинке, сюжету и актерской игре фильм, то нужно иметь в виду, что речь идет о художественном произведении, которое, конечно, не претендует на историчность. Мы сегодня знаем, что все с реальной 4-й ротой было не так. Кроме одного - она почти вся героически полегла в тяжелейшем четырехчасовом бою с превосходящими силами противника. И действительно буквально ложилась с гранатами и "коктейлями Молотова" под гусеницы немецких танков.
Поэтому образ 28 панфиловцев и командовавшего ими политрука Клочкова - скорее, в данном случае, собирательный. Легендарный, но не мифический. Что-то такое происходило на полях сражений Великой Отечественной часто и в центре этого массового подвига - готовность людей жить и погибнуть за Родину.
Не поднимается рука охарактеризовать жанр фильма, как "блокбастер" или "боевик". Военная драма - как-то лучше. Хотя до драмы тут немного не хватает дополнительных линий - женщина в кадре появляется только один раз, да и то ровно на минуту. Но в любом случае, это гораздо интереснее и эпичнее, чем голливудское кино о войне. Хотя бы и по духу - тут сражаются наши. Свои, родные. И все это происходило на нашей земле.
Да, есть много мелочей, которые можно было бы и почище. Хотелось бы не столь прямолинейных и каких-то нарочито героических диалогов. Вообще, хотелось бы посложнее, потому что там и в самом деле, судя по всему, было сложнее. Но не это главное. Главное, что такой фильм, наконец-то появился и он заметно честнее, чем иные наши киноподелки на тему войны, снятые под "Оскар" или с прицелом на "Золотого льва".
Мы не готовы пока что, видимо, воспринимать Великую Отечественную иначе, как катастрофу. Европейцы и американцы, судя по их фильмам, уже готовы, а мы пока что нет. Оно и понятно, это была в первую очередь наша война и мы слишком много отдали, чтобы видеть в ней что-то иное.
Удивительно, что фильм об одном из принципиальных, с точки зрения пропаганды, событий войны не появился в Советском Союзе, а вышел в прокат только сейчас, когда с того времени выросли три поколения людей. Такое обстоятельство говорит о том, что вся военная фильмография, возможно, еще впереди. Что тоже неплохо, будет что показывать пацанам и пацанкам, которые должны гордиться мужеством своих предков.
Несомненно, кино про панфиловцев имеет идеологический подтекст. Но этот подтекст, в отличие от малопонятных "духовных скреп", близок большинству. Потому что речь идет о патриотизме. А патриотизм - стержень, вокруг которого можно сплотить всех - и православных, и мусульман, и иудеев, и русских с казахами. Тем более, что очень даже положительный опыт такого сплочения уже в нашей исторической летописи есть...
Journal information