Фидель Кастро для моего поколения из ряда богов Олимпа, его дела похожи на подвиги Геракла. В школе учитель истории, сам прошедший войну и ковылявший по причине отсутствия половины ноги на костылях, рассказывал про яхту "Гранма" и про "залив свиней". Миф о Фиделе делал его фигурой уж совсем нереальной, шутка ли, чуть ли в одиночку противостоял огромной Америке, но это был правильный миф. Очень нужный для нас, тогдашних пацанов, формировавших в себе понимание патриотизма.
Водопад рассказов про героизм братьев Кастро, Че Гевары и их товарищей был столь мощным, что я, помню, сильно удивился, когда узнал, что до революции Куба была большим публичным домом для американцев, а после революции и Островом Свободы, и островом бедноты в одном географическом пространстве. "Патриа а муэрта" - отечество или смерть, "это идут барбудос" вместе с фильмом Калатозова "Я-Куба", стихами Евтушенко и сбитым нашими зенитчиками над Кубой американским самолетом-разведчиком - романтики вокруг Фиделя было столько, сколько хватит на десяток иных президентов и премьеров. А уж Карибский кризис навсегда поставил Фиделя Кастро в центр мировой политики. Шутка ли, из-за крошечной Кубы СССР и США чуть не обменялись ядерными ракетными ударами.
Вместе с Фиделем, несомненно, заканчивается большая и гордая эпоха. Она начала заканчиваться после падения Советского Союза, но окончательный уход ознаменовался именно сегодня. Потому что Фидель, тяжело уже и безнадежно больной, сделал то, что до него не смог сделать никто. А его брат остановил руку американца Обамы, пытавшегося дружески похлопать его по стариковскому плечу.
В политике и просто в жизни всегда не хватает настоящих мужиков. Не мужчин вообще, а мужиков со стержнем. Верных идее до самого последнего дня и не готовых разменивать эту идею на сребреники. Теперь на одного такого мужика будет в мире меньше.
Интересно то, что на Фиделя покушались, как пишут кубинские газеты, больше шестисот раз. Неоднократно такие операции готовило всемогущее ЦРУ. Но умер Фидель в девяносто лет в своей постели на своей родине. Пережив большинство из тех, кто желал ему зла.
Что теперь будет с Кубой уже не так интересно. Скорее всего, она довольно быстро вернется в свое проститутское состояние и станет островом туризма для состоятельных американцев. Там сейчас найдутся свои горбачевы и ельцины, верные общечеловеческим ценностям и своим материальным интересам. И быстро заключат соответствующие сделки. Нас на острове, в который СССР вложил огромные деньги и который был нашей военно-политической пяткой у берегов США, потихоньку с Кубы выдавят. Впрочем, не будем торопить историю, не исключено, что она еще преподнесет тут свои сюрпризы.
Но скорее всего Куба и Фидель дальше пойдут своими путями. Он - в вечные символы, она - в захолустное прозябание в качестве американского придатка. То, что Кастро просил кремировать его тело - логично. Ничего общего с предстоящим бедламом он иметь не хотел.
На фото: Фидель в Свердловске. Кольцово.
Journal information