Судя по реакции Кремля и минкульта, инициатива особо религиозного служителя Фемиды, а ныне депутата встречена прохладно. Ибо активисты эти, похоже, уже достали не только творческую интеллигенцию, но и власть, не желающую идти в клинч с креаклами на ровном месте. Маятник, кажется, качнулся - о том, что "церковь не подавляет художников" высказался спикер РПЦ Владимир Легойда. Просто не все услышали. Или услышали, но не осознали, что курс уже сменился.
Кино нужно, разумеется, сначала посмотреть. Но вообще-то история более чем киношная. О романтических отношениях Николая Второго и выдающейся балерины Матильды Кшесинской написано и рассказано достаточно много. Когда будущий император познакомился с юной балериной, ей было 18, а ему только 22. Это, судя по всему, была любовь, причем, настолько же яркая, насколько и безнадежная. Что в этой любви мужчины к женщине может оскорбить религиозную общественность, не очень понятно. Ну разве только общественность исходит из того, что царь не может в полном смысле считаться мужчиной и должен обладать чертами ангела в большей степени, чем человеческими.
Есть немало публикаций о том, что идея знакомства Кшесинской и Николая Александровича - воообще стратегический ход и принадлежит хитроумным царедворцам, игравшим в свои игры. Пишут, что затеял все в своих целях Александр Третий, тоже, кстати, большой поклонник таланта Кшесинской. Так ли это или нет - пусть спорят историки. Что же касается кино - тут, в любом случае, огромное поле для творческой фантазии.
Киноискусство не может передать историю детально, побуквенно - это не его задача. Более того, кино, как и любое искусство, предполагает авторский домысел и, в этом смысле замечательный режиссер Алексей Учитель, не раз доказывавший свою способность читать гораздо глубже текста сценария, имеет право на фантазию. Фильмы Учителя - несомненное достояние российского кинематографа - и "Мания Жизели", и "Дневник его жены" и "Космос как предчувствие", и "Край". Будет ли столь талантлива "Матильда", на которую, кстати, не выделялось ни одного государственного рубля - посмотрим. Будем делать выводы по фактам того, что увидим на экране. Но пытаться запретить фильм, который еще никто не смотрел на основании жалобы какой-то малоизвестной, но суперрелигиозной общественной организации "Царский крест" - не то что глупо, но и безнравственно.
Если активисты не хотят оскорбиться в том, что никого, кроме них, почему-то не оскорбляет, они вполне могут игнорировать фильм. В их распоряжении есть СМИ, в которых они могут высказать свое мнение, есть иные законные процедуры выражения своей нравственной позиции. Но если запрещать все то, что не укладывается в религиозное сознание, то у общества ничего, кроме священных книг и молитв, не останется. Какие перспективы к развитию будут у такого общества - понятно.
Непрекращающиеся атаки клерикалов на творческое не способствуют росту клерикальных настроений. Нельзя навязать стране религиозность, но можно формировать ее своим примером и убеждением. Вот этим могут и, не исключено, должны заниматься активисты.
А фильм теперь ждем с нетерпением. Спасибо прокурору Наталье Поклонской...
Journal information