Прозвище свое Павлов приобрел, когда служил солдатом, а потом сержантом в подразделении связи в Российской Армии. В его биографии есть несколько не вполне проясненных обстоятельств, вроде условной судимости за угон автомобиля или звания полковника, которое он носил, вряд ли имея на то законное обстоятельство. Но героических страниц тоже немало, даже если опираться на Википедию, которая, как известно, пишет только правду и ничего, кроме правды.
Насчет инициатив увековечения памяти Моторолы в России - Екатеринбург не первый. Госдумовский нардеп от "Единой России" знаменитый своими ультраконсервативными инициативами Виталий Милонов предложил назвать именем Петрова мост в Санкт-Петербурге. На крайний случай, школу или подростковый клуб. Мотороле будет посвящен первый слет молодежного военно-патриотического движения "Юнармия" в Республике Коми, откуда Арсен Павлов родом.
И, наверное, это далеко не последние инициативы. Однако тут есть пара важных моментов, заставляющих посмотреть на ситуацию с нескольких сторон. Когда руководство страны говорит о том, что Россия не является стороной внутриукраинского конфликта, то это правда ровно до того часа, пока не установлено обратного. Разумеется, держава не может проконтролировать всех тех, кто уезжает в Донбасс воевать за то, что считает правдой. Но, с точки зрения права, если говорить серьезно, то все россияне, воюющие за пределами России без соответствующего приказа, юридически не вполне "чисты". Если Павлов-Моторола официально признается героем, а поименование мостов и улиц - это официальное признание и есть, то можно говорить о факте участия российских граждан в чужой войне. Де-юре.
С другой стороны, симпатии очень многих граждан очевидны, и люди, вроде Моторолы, оказавшие ожесточенное и квалифицированное сопротивление киевским националистически
Я, правда, помню, сколько мучились екатеринбургские общественники, прежде чем добились поименования одной из улиц Екатеринбурга именем Героя Советского Союза легендарного политрука Мусы Джалиля, чей подвиг, с моей точки зрения, более для страны очевиден. Улицу все-таки назвали, но ту, на которой, как с обидой говорят общественники, два дома.
Теперь, видимо, мэрии, если петиция наберет много голосов и будет поддержана депутатами и общественниками, придется решать довольно щекотливую задачу. Отказать - найти новый конфликт, согласиться - принять морально непростое решение, которое может иметь определенные политические последствия. Можно, конечно, и вовсе проигнорировать. Не заметить, как будто ничего и не было. Парень Арсен Павлов не уральский, похоронили его в Донецке - там пусть улицы и называют. Но патриотическая волна, накатывающая на страну сверху такова, что объяснять что-то все же, наверное, придется.
Кого считать героем - вообще хороший вопрос. Если того, кто выполнил приказ Родины ценой своей жизни, то все правильно. Но для этого нужно точно знать - был ли приказ Родины.
Родина молчит. Ну да - Милонов, ну да - Коми и "Юнармия". Официального признания нет. Дали бы, например, посмертно орден - улицы бы для Моторолы нашлись немедленно...
Journal information